Классицизм. Венская классическая школа
11 класс
Композиторы Венской классической школы
Учитель
Салимова Мадина Ганиятулловна
МБОУ гимназия г.Сафоново
(1756-1791)
- - великий представитель Венской классической школы композиции.
- Виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр
- Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Б.Крафт.
Портрет Моцарта. 1814 г.
Рождение гениального композитора
В Зальцбурге
в австрийском городе Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта родился седьмой ребенок.
Отец Леопольд Моцарт (14.11.1719 - 28.05.1787)
- – талантливый
музыкант капеллы
архиепископа г.Зальцбурга,
- - австрийский скрипач.
- Отец и учитель В.А. Моцарта,
- оказал значительное влияние на его творческое формирование.
- один из ведущих европейских музыкальных педагогов.
- композитор и теоретик.
(1719–1787)
Семья. За клавесином Воьфганг и его сестра
Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт. Несмотря на его многолетнюю непосильную работу Вольфгана, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не могла расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта.
Яркий и блистательный путь в музыке
С детства его имя
стало легендой.
- В 4 года мог за полчаса разучить
менуэт и сыграть его.
- В 6 лет с отцом Леопольдом Моцартом
гастролировал по Европе.
- В 11 лет сочинил первую оперу.
- В 14 – дирижировал на премьере своей оперы в театре Милана.
- В 14 лет получил почётное звание академика музыки Болоньи.
Честь и достоинство – кредо Моцарта
- Положение
придворного музыканта
обязывало выполнять
любые прихоти хозяина.
- Но характер Моцарта
был независим и решителен.
- Молодой композитор больше всего ценил честь и достоинство.
- Пройдя многие жизненные испытания, он не изменил своим взглядам и убеждениям.
В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как
- блистательный сочинитель симфонической музыки,
- создатель жанра классического концерта.
Опера «Свадьба Фигаро» (1786)
- была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро», запрещённой цензурой.
- Это весёлая опера в стиле итальянской комической оперы-буфф .
Опера «Дон Жуан» (1787) подзаголовок Моцарта «ВесёлаяДрама».
- Тема донжуанства была не нова в музыке.
- Дон Жуан Моцарта – обаятельный, благородный, мужественный человек с рыцарской отвагой.
- С сочувствием Моцарт раскрыл душевные переживания оскорблённых Дон Жуаном женщин – жертв его любовных интриг.
Опера-сказка «Волшебная флейта »(1791)
- - любимое произведение Моцарта,
- его «лебединая песня»,
- своеобразный эпилог жизни великого композитора.
- Была поставлена в Вене за 2 месяца до его смерти.
- Опера имела потрясающий успех.
Эскиз декораций к опере
«Волшебная флейта»
«Реквием» Моцарта (1791) – вершина духовной музыки
Моцарт пишет Реквием на смертном одре
«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» А.С.Пушкин
(«Моцарт и Сальери»)
Наследие Моцарта
- 68 духовных произведений,
- 23 произведения для театра,
- 22 сонаты для клавесина,
- 45 сонат для скрипки и клавесина,
- 32 струнных квартета,
- 49 симфоний,
- 55 концертов и пр.
- В общей сложности 626 произведений.
Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)
- - великий австрийский композитор,
- представитель Венской классической школы,
- один из основоположников симфонии и струнного квартета,
Нижняя Австрия – родина Гайдна
Гайдн о своём детстве
- Когда мне исполнилось 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос.
- Он взял меня с собой и определил в капеллу (собора cв. Стефана в Вене), где, продолжая образование.
- Я учился пению, игре на клавесине и скрипке.
- До 18 лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе .
Гайдн дирижирует струнным квартетом
Гайдн - один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
«Сотворение мира»
Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в итоговом его сочинении - большой оратории "Сотворение мира " (1798 г.)
«Времена года»
- Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.
Творческое наследие Гайдна
- 104 симфонии,
- 83 струнных квартета,
- 52 клавирные сонаты,
- 24 оперы,
- 14 месс,
- Несколько ораторий
Гайдн в золотой серии монет «Великие композиторы»
В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.
(1770-1827)
Лю́двиг ван Бетхо́вен
- великий немецкий композитор , дирижёр и пианист .
Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 ( «Патетическая» ), 14 ( «Лунная» ), соната №21 ( «Аврора» ).
Дом-музей в Бонне
Бетховен родился в Бонне в декабре 1770 года. В двенадцать лет он уже работал помощником придворного органиста.
- После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал.
- Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.
В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
Молодые годы провёл в Вене.
- Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста- виртуоза . Его игра поразила слушателей.
- Сочинения Бетховена начали широко издаваться
и пользоваться успехом.
- Уже в
Бетховен в 30 лет
Расцвет творчества
Джульетте Гвиччарде композитор
посвятил свою
Лунную сонату
Бетховен сочиняет
Шестую симфонию.
Поздние годы
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
Поздние годы
В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой « Фиделио ». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине .
- был художник,
- но также и человек,
- человек в высшем смысле этого слова…
- он совершил великое,
- в нём не было ничего дурного.
Основные произведения
- 9 симфоний,11 увертюр, 16 струнных квартетов
- 5 концертов для фортепиано с оркестром
- Концерт для скрипки с оркестром
- 6 трио для струнных, духовых и смешанных составов
- 6 юношеских сонат для фортепиано
- 32 сонаты для фортепиано (сочинены в Вене)
- 10 сонат для скрипки и фортепиано
- 5 сонат для виолончели и фортепиано
- Опера Фиделио
- Торжественная месса
- Обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских)
- Около 40 песен на слова различных авторов
- 32 вариации (до минор) Багатели, рондо, экосезы, менуэты
- и другие пьесы для фортепиано (около 60)
Clarinet Concerto in A major, KV 622: II. Adagio
4. 4.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать
Piano Concerto № 21 in C major, KV 467: II. Andante
5. 5.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать
Piano Concerto № 13 in C major, KV 415: II. Andante
6. 6.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать
Piano Concerto № 4 in G major, KV 41: II. Andante
7. 7.Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791) - Скачать
Symphony № 40 in G minor, KV 550: I. Allegro molto
8. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) From Sonata-Quasi una Fantasia № 14 in C sharp minor, op. 27 № 2 «Moonlight» (Adagio sostenuto) - Скачать
Немецкий композитор, дирижёр и пианист. Ключевая фигура западной классической музыки, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире: | | .
Пожалуй, очень трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал бы чарующих звуков знаменитой «Лунной сонаты» Людвига Ван Бетховена. Это поистине уникальное произведение, которое будет популярно спустя многие годы и после нас. И даже тот, кто скажет, что не знает, что это за произведение, услышав только ее первую часть, сразу же определит, что эта удивительная музыка ему хорошо знакома.
9. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) Romance № 2 for Violin and Orchestra in FD major, op. 50 - Скачать
10. Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770-1827) Bagatelle in A minor, op. 59 For Elise - Скачать
11. Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - Скачать
Symphony № 45 «Farewell» in F sharp minor - Allegro assai
Symphony № 45 «Farewell» in F sharp minor - Adagio.
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 - 1791) - великий австрийский композитор: | | | .
По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Недолгий жизненный путь Моцарта был полон контрастов. Вундеркинд, в четыре года сочинивший свой первый концерт для клавесина; владевший, кроме того, скрипкой и органом, он еще в раннем детстве завоевал всеевропейскую славу, выступая с гастролями по всей Европе. В зрелые же годы Моцарт жестоко страдал от непризнанности. Он испытал недоброжелательство и зависть, сгибался под гнетом отчаянной нужды и, несмотря на это, сочинял музыку яркую, жизнеутверждающую, полную оптимистической силы.
Гениальный оперный композитор, оставивший в своем наследии такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», Моцарт создал особую эпоху и в жанре симфонии. За двадцать лет он написал около пятидесяти симфонических циклов. Первые симфонии, созданные им в шестилетнем возрасте, были подражанием стилю Иоганна Христиана Баха, последние же оказали воздействие на поздние симфонии Гайдна и предвосхитили появление симфоний Бетховена и Шуберта. К глубочайшим по мысли и выражению чувств творениям относится и его церковная музыка, в первую очередь непревзойденный шедевр - Реквием.
Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 - 1827)
- немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков».
Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.
Людвиг ван Бетховен родился в Бонне. Отец Людвига служил тенором при дворе в Бонне, так что его жизнь начиналась в музыкальном окружении.
О музыкальном таланте Бетховена позднее узнал целый мир, но о его детстве мало что известно. Поначалу о нём заговорили как о вундеркинде, называя маленьким Вольфгангом Амадеем Моцартом. В юности обнаружилось его необычайное музыкальное дарование. В 1778 году Бетховен отправляется в Кёльн, а через три года - на гастроли в Голландию, где демонстрирует свои великолепные исполнительские способности.
«Музыка есть высшее проявление мудрости и философии» - Людвиг ван Бетховен.
В 1787г. Бетховен впервые отправляется в Вену к Вольфгангу Амадею Моцарту. Моцарт высоко оценил талант юного музыканта, призывая музыкальную общественность обратить внимание на этого юношу, «он ещё заставит мир заговорить о себе».
С 1795г. у Бетховена появились проблемы со слухом. Болезнь прогрессировала и к 1819г. перешла в полную глухоту. Композитор всё больше замыкался в себе. В последние годы его жизни общение с ним возможно было только через специальную тетрадь.
29 марта 1827г. оборвалась жизнь Людвига ван Бетховена. Музыкальное наследие композитора, оставленное им современникам и потомкам, бесценно.
Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии: | | | | .
Гайдн был вторым из 12-ти детей в небогатой семье, где ежедневно занимались домашним музицированием. После того, как превосходный музыкальный талант пятилетнего Гайдна был замечен дальним родственником, музыкальные занятия с мальчиком по игре на скрипке и фортепиано стали более интенсивными.
Так как Гайдн имел также чудный вокальный голос, в 1740г. он был принят императорским придворным композитором Иоганном Георгом Ройттером как сольный дискант в хор собора Штефана в Вену. Ройттер хотел сделать его кастратом, чтобы сохранить его голос, все же, операция была предотвращена, и голосовая ломка наступила. Это было концом его певческой карьеры, но он продолжал свои занятия на фортепиано и скрипке.
В 1766 Гайдн приступил к должности первого капельмейстера у князя Пауля Антона Эстергази. В великолепном барочном замке Эстергази, расположенном на берегу красивого озера, кроме всего прочего, был также оперный театр. Здесь Гайдн написал наибольшее число своих опер, примерно 80 из своих 104-х симфоний, более 50-ти произведений для фортепиано, а также сочинил более 70 струнных квартетов и несколько месс. В 1790г. Гайдн, который стал известен тем временем во всей Европе, отправляется в Англию, чтобы представлять там свои композиции лично. Оксфордским университетом ему присваивается звание почётного доктора, и даже несколько раз он играл перед королевской семьей. Когда в 1792г. Гайдн возвращается в Вену, он занимается с юным Людвигом ван Бетховеном по классу фортепиано. Поистине бесценен вклад Йозефа Гайдна в мировую музыкальную культуру. Заложенные им основы классической формы музыкального произведения служили отправной точкой в творчестве многих известных композиторов.
Венская классическая школа (нем. Wiener Klassik) – художественное направление в европейской музыкальной культуре 2-й половины XVIII – начала XIX веков. Представители – Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Бетховен. Художественными принципы представлены в музыке 1780-х – 1810-х годах, так как в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только складывались, а в поздних произведениях Бетховена ощутимая близость романтизма.
Деятельность композиторов венской школы подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки (Г. Ф. Гендель, И. С. Бах и его сыновья, мангеймська школа). Огромную роль в становлении Венской школы сыграл музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонационального Австрии. В венских классиков тесно связано с общим подъемом австро-немецкой культуры, с Просвещением накануне Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.
Для искусства представителей Венской школы характерны универсальность искусств, мышления, логичность, ясность художественной формы. В их произведениях органично сочетаются чувство и интеллект, трагический и комическое, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, что нашло наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловило симфонизм многих их произведений. С симфонизмом, в широком смысле, связан расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательного формирования 4-частная сонатно-симфонического цикла (см. Циклические формы). Музыка композиторов Венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренней разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период и др.; индивидуализируется музыкальный тематизм.
Расцвет Венской школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определенности оркестровых групп. Сложились основные классические типы камерных ансамблей – фортепианного трио, струнного квартета и др.; из музыки для сольных инструментальных особенно выделилась фортепьянная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, драмы музыкальной, филоськои оперы-сказки и др. («Свадьба Фигаро» «Дон Жуан», «Волшебная флейта»).
Каждый из мастеров Венской школы имел неповторимую индивидуальность. Если Гайдну и Бетховену ближе оказалась сфера инструментальной музыки, то Моцарт равной степени проявил себя и в оперном, и в инструментальном жанрах; Гайдн больше тяготел к народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – до различные оттенки лирического переживания. Творчество композиторов Венской школы принадлежит к вершинам мировой художественной культуры, и повлияла на дальнейшее развитие музыки.
Симфония
Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.
Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.
Соната
Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.
Творчество Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791)
Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.
Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще
импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарта.
Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом
гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,
Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое
время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в
Болонье. В 1769-81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа
в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену,
где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»; выступал в
концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан»,
тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского
камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные
симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в
Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над
реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых
композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.
Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской
классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,
связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,
законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,
квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной
организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея
динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного
преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых
для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение
гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются
в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое
и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,
общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное
предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре
художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает
как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному
воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта
основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в
процессе их взаимодействия.
В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,
национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали
на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а
также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э.
Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных
музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем
индивидуальному отбору и переосмыслению.
Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической
гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,
взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный
вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту
свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,
выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,
прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается
разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,
форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность
составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,
персонифицированной трактовкой тембров.
Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его
творчества - музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии
оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его
зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-
симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт
Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе
Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии
характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу,
проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью
контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия
оперы «Дон Жуан».
Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли.
концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной
музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение
концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной
драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur). Симфонии Моцарта - важный
этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно - инструментальных
ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и
фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал
тип камерно - инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-
философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью
гармонии языка.
В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,
связанного с переходом от клавесина к фортепьяно. Сочинения для клавира,
главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об
исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей
виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.
Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен,
арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов наиболее
известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает
мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты. оратории и др.: среди
выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.
Сочинения:
оперы - духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die
Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,
Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или
Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,
либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767, Зальцбургский университет);
Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.
Общая характеристика эпохи
Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.
Культурная жизнь
Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.
Реформа оперы
Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.
Значение
Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.
Произведения композитора
Венская классическая школа легла в основу всего мирового музыкального театра. Немалая заслуга в этом принадлежит Глюку. Его опера «Орфей и Эвридика» стала прорывом в данном жанре. В ней автор сконцентрировал внимание не на виртуозности исполнения, а на драме героев, благодаря чему произведение получило такое звучание и исполняется до сих пор. Другая опера - «Альцеста» - также была новым словом в мировой музыке. Австрийский композитор снова сделал упор на развитие сюжетной линии, благодаря чему произведение получило мощную психологическую окраску. Сочинение до сих пор исполняется на лучших сценах мира, что говорит о том, что реформа оперного жанра, проведенная Глюком, имела принципиальное значение для эволюции музыкального театра в целом и определила дальнейшее развитие оперы в указанном направлении.
Следующий этап развития
Австрийский композитор Гайдн тоже принадлежит к знаменитой плеяде авторов, внесших существенный вклад в реформирование музыкальных жанров. Он известен прежде всего как создатель симфоний и квартетов. Благодаря им маэстро получил широкую популярность не только в центральноевропейских странах, но и за их пределами. Наиболее широко известными являются его произведения, которые вошли в мировой репертуар под названием «Двенадцать лондонских симфоний». Они отличаются чувством оптимизма и жизнерадостности, что, впрочем, характерно почти для всех сочинений этого композитора.
Особенности творчества
Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.
Другие работы автора
Оперы Гайдна не пользуются такой широкой популярностью, как его квартеты и симфонии. Тем не менее данный музыкальный жанр занимает видное место в творчестве австрийского композитора, поэтому следует упомянуть ряд его сочинений этого рода, тем более что они являются заметным этапом в его творческой биографии. Одна из его опер носит название «Аптекарь» и была написана к открытию нового театра. Еще несколько сочинений подобного рода Гайдн создал также для новых зданий театра. Он писал в основном в стиле итальянской оперы-буффа и иногда соединял комические и драматические элементы.
Наиболее знаменитые сочинения
Квартеты Гайдна по праву называют жемчужной мировой классической музыки. В них объединились основные принципы композитора: изящность формы, виртуозность исполнения, оптимистическое звучание, тематическое многообразие и оригинальный способ исполнения. Один из известных циклов назван «Русским», поскольку посвящен цесаревичу Павлу Петровичу, будущему российскому императору Павлу I. Другая группа квартетов предназначена для прусского короля. Эти сочинения были написаны в новой манере, поскольку отличались необыкновенной гибкостью звучанию, богатством контрастных музыкальных оттенков. Именно с данным видом музыкального жанра имя композитора получило мировое значение. Здесь же следует отметить, что автор часто прибегал к так называемым «сюрпризам» в своих сочинениях, делая неожиданные музыкальные пассажи в тех местах, где публика меньше всего это ожидала. К числу таких необычных сочинений принадлежит «Детская симфония» Гайдна.
Общая характеристика творчества Моцарта
Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.
Оперы композитора
Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.
Самой знаменитой оперой, пожалуй, является «Свадьба Фигаро». Это, наверное, самое жизнерадостное и одновременно необыкновенное смешное сочинение автора. Юмор звучит почти в каждой партии, что обеспечило ему такую популярность. Знаменитая ария главного героя уже на следующий день стала настоящим хитом. Музыка Моцарта - яркая, игривая, шаловливая, но вместе с тем необыкновенно мудрая по своей простоте - сразу завоевала всеобщую любовь и признание.
Еще одна знаменитая опера автора - «Дон Жуан». По популярности она, пожалуй, не уступает вышеупомянутой: постановки этого спектакля можно увидеть и в наше время. Показателен тот факт, что довольно сложную историю этого человека композитор преподнес в очень простой и вместе с тем серьезной форме, тем самым еще раз продемонстрировав свою глубокое понимание жизни. В этом гений сумел показать и драматическую, и оптимистическую составляющие, которые во всех его произведениях неразрывно друг с другом связаны.
В наше время не меньшей известностью пользуется опера «Волшебная флейта». Музыка Моцарта достигла в ней апогея по своей выразительности. В этом сочинении она легка, воздушна, весела и вместе с тем необыкновенно серьезна, так что остается только удивляться, каким образом автор сумел в таких простых, гармоничных звуках передать целую философскую систему. Известны и другие оперы композитора, например, в настоящее время периодически можно услышать «Милосердие Тита», причем как в театральном, так и в концертном исполнении. Таким образом, оперный жанр занимал одно из главных мест в творчестве гениального композитора.
Отдельные произведения
Композитор работал в самых различных направлениях и создал большое количество музыкальных произведений. Моцарт, «Ночная серенада» которого, например, уже давно вышла за рамки концертных исполнений и получила широкую известность, писал очень простым и доступным языком. Возможно, именно поэтому его часто называют гением гармонии. Даже в трагических произведениях звучал мотив надежды. В «Реквиеме» он выразил свои мысли о лучшей будущей жизни, так что, несмотря на трагический тон музыки, произведение оставляет чувство просветленного умиротворения.
Концерт Моцарта также отличается стройной гармонией и логической завершенностью. Все части подчинены единой теме и объединены общим мотивом, который задает тон всему произведению. Поэтому его музыка слушается на одном дыхании. В данном виде жанра нашли воплощение основные принципы творчества композитора: гармоничное сочетание звуков и частей, светлое и одновременно виртуозное звучание оркестра. Никто другой не мог так стройно выстроить свое музыкальное произведение, как Моцарт. «Ночная серенада» композитора - это своеобразный эталон гармоничного сочетания разных по звучанию частей. Бодрые и громкие пассажи очень ритмично сменяются чуть слышными виртуозными партиями.
Отдельно следует сказать о мессах автора. Они занимают видное место в его творчестве и, так же как и другие произведения, проникнуты чувством светлой надежды и просветленной радости. Также следует упомянуть про знаменитое «Турецкое рондо», которое вышло за рамки концертных исполнений, так что его часто можно услышать даже в рекламах по телевидению. Но наибольшим чувством гармонии, пожалуй, обладает концерт Моцарта, в котором принцип логической завершенности достиг наивысшей степени.
Кратко о творчестве Бетховена
Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль.
Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.
Некоторые факты биографии
Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.
Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.
Наиболее известные произведения
Выше уже говорилось о том, что характерной особенностью творчества Л. В. Бетховена было стремление изобразить сильные, эмоциональные характеры, борьбу страстей, преодоление трудностей. Среди произведений такого жанра особо выделяют «Аппассионату», которая по накалу чувств и эмоций, пожалуй, является одной из самых сильных. Когда композитора спрашивали о замысле её создания, то он ссылался на пьесу Шекспира «Буря», которая, по его словам, и послужила источником вдохновения. Автор проводил параллель между мотивами титанических порывов в сочинении драматурга и своей музыкальной интерпретации данной темы.
Одна из самых популярных работ автора - это «Лунная соната», которая, напротив, проникнута чувством гармонии и умиротворения, как бы в противовес драматической мелодии его симфоний. Показателен тот факт, что само название данному произведению дали современники композитора, возможно, потому, что музыка напоминала морские переливы тихой ночью. Именно такие ассоциации возникали у большинства слушателей при прослушивании данной сонаты. Не меньшей, а может, даже и бо́льшей популярностью пользуется знаменитое сочинение «К Элизе», которое композитор посвятил жене русского императора Александра I Елизавете Алексеевне (Луизе). Данное сочинение поражает удивительным сочетание легких мотивов и серьезных драматических пассажей в середине. Особое место в творчестве маэстро занимает его единственная опера «Фиделио» (переводится как «Верный» с итальянского языка). Это произведение, как и многие другие, проникнуто пафосом свободолюбия и призывом к свободе. «Фиделио» до сих пор не сходит со сцен ведущих хотя признание опера получила, как это почти всегда бывает, не сразу.
Девятая симфония
Это сочинение является, пожалуй, самым известным среди остальных работ композитора. Оно было написано за три года до его смерти, в 1824 году. Девятая симфония завершает долгие и многолетние поиски композитора в создании совершенного симфонического произведения. Она отличается от всех предыдущих тем, что, во-первых, в ней введена хоровая часть (на знаменитую «Оду радости» Ф. Шиллера), а во-вторых, в ней композитор реформировал структуру симфонического жанра. Главная тема постепенно раскрывается через каждую часть произведения. Начало симфонии довольно мрачное, тяжелое, однако уже тогда звучит отдаленный мотив примирения и просветления, который нарастает по мере развития музыкальной композиции. Наконец, в самом финале звучит довольно мощный хоровой вокал, призывающий всех людей мира объединиться. Таким образом композитор еще больше подчеркнул главную идею своего произведения. Он хотел, чтобы его мысль была выражена как можно более отчетливо, поэтому не ограничился только музыкой, но ввел и исполнение певцов. Симфония имела оглушительный успех: на первом представлении публика устроила композитору овации. Показателен тот факт, что Л. В. Бетховен сочинил ее, будучи уже совершенно глухим человеком.
Значение венской школы
Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен стали основоположниками классической музыки, оказав огромное влияние на всю последующую музыкальную историю не только Европы, но и мира. Значение этих композиторов и их вклад в реформирование музыкального театра трудно переоценить. Работая в самых различных жанрах, они создали костяк и форму произведений, на основе которых их последователи сочиняли новые произведения. Многие их творения давно вышли за рамки концертных исполнений и получили широкое звучание в кинофильмах, на телевидении. «Турецкое рондо», «Лунная соната» и многие другие сочинения данных авторов известны не только меломанам, но даже и тем, кто не знаком близко с классической музыкой. Венский этап развития классики многие исследователи совершенно справедливо называют определяющим в истории музыки, поскольку именно в этот период были заложены основные приниципы создания и написания опер, симфоний, сонат и квартетов.
3. Музыкальный гений - В.А. Моцарт
Творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью. Музыка композитора близка к тем направлениям в культуре второй половины XVIII в., которые были обращены к чувствам человека («Буря и натиск», отчасти сентиментализм). Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности.
Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге (Австрия). Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Первым педагогом будущего композитора стал его отец Леопольд Моцарт - музыкант капеллы архиепископа Зальцбургского. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы «Митридат, царь Понтийский». Примерно в это же время его избрали членом Филармонической академии в Болонье.
Как и многие музыканты той эпохи, Моцарт состоял на придворной службе (1769-1781гг.) - был концертмейстером и органистом у архиепископа города Зальцбурга. Однако независимый характер мастера вызывал резкое неудовольствие архиепископа, и Моцарт предпочёл покинуть службу. Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. В 1781г. Моцарт переехал в Вену, у него появилась семья. Зарабатывал он редкими изданиями собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и выступлениями (последние послужили стимулом для создания концертов для фортепиано с оркестром).
Особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения - целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и стремления.
Моцарт не стремился к созданию новой оперной формы - новаторской была сама его музыка. В зрелых произведениях композитор отказался от строгого разграничения оперы на серьёзную и комическую - появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены. Как следствие в операх Моцарта нет однозначно положительных и отрицательных героев, характеры живые и многогранные, не связанные рамками амплуа.
Моцарт часто обращался к литературным источникам. Так опера «Свадьба Фигаро» (1786г.) написана по пьесе французского драматурга П.О. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которая была запрещена цензурой. Главная тема оперы - любовь, что, впрочем, можно сказать обо всех творениях Моцарта. Однако есть в произведении и социальный подтекст: Фигаро и его возлюбленная Сюзанна умны и энергичны, но они незнатного происхождения, а всего лишь слуги в доме графа Альмавивы. Их противодействие господину (глуповатому и одураченному аристократу) вызывает сочувствие автора - совершенно очевидно, что он на стороне влюблённых.
В опере «Дон Жуан» (1787г.) получил музыкальное воплощение средневековый сюжет о покорителе женских сердец. Энергичному, темпераментному, своевольному и свободному от всех нравственных норм герою противостоит в лице Командора высшая сила, олицетворяющая разумный порядок. Философское обобщение соседствует здесь с любовными интригами и жанрово-бытовыми элементами. Трагическое и комическое образуют неразрывное единство. Эту особенность оперы подчеркнул и сам автор, дав своему сочинению подзаголовок «Весёлая драма». Казалось бы в финале справедливость торжествует - порок (Дон Жуан) наказан. Но музыка оперы тоньше и сложнее такого упрощённого понимания произведения: она вызывает у слушателя сочувствие к герою, оставшемуся верным себе даже перед лицом смерти.
Философская сказка-притча «Волшебная флейта» (1791г.) написана в жанре зингшпиля. Основная идея произведения - неизбежность победы добра над злом, призыв к стойкости духа, к любви, к понимаю её высшего смысла. Герои оперы подвергаются серьёзным испытаниям (молчанием, огнём, водой), но достойно преодолевают их и достигают царства красоты и гармонии.
Моцарт главной считал музыку, хотя относился к тексту либретто очень требовательно. В его операх значительно возросла роль оркестра. Именно в оркестровой партии нередко обнаруживается авторское отношение к действующим лицам: то промелькнёт насмешливый мотив, то появится прекрасная поэтическая мелодия. Внимательному слушателю эти детали говорят больше, чем текст. Основными портретными характеристиками остались арии, а о взаимоотношениях героев рассказывается в вокальных ансамблях. Композитор сумел передать в ансамблях особенности характера каждого персонажа.
Будучи представителем венской классической школы. Моцарт большое значение придавал жанру симфонии. Особенно популярны три последние симфонии - Тридцать девятая, Сороковая и Сорок первая («Юпитер»), созданные в 1788г. В произведениях этого жанра окончательно закрепились четырёхчастный цикл и правила сонатной формы. Симфонии Моцарта включают множество тонких эмоциональных нюансов. Темы часто неровные по характеру, сложные по ритму, порой идут в сопровождении резких гармоний, но музыка сохраняет отточенные, чёткие формы.
Моцарт стал и одним из создателей жанра классического концерта. В основе концерта соревнование солиста и оркестра, и этот процесс всегда подчинён строгой логике. Композитору принадлежит двадцать семь концертов для фортепиано с оркестром, семь для скрипки с оркестром. В одних произведениях слушателя поражает виртуозное мастерство, праздничность, в других драматизм и эмоциональные контрасты.
Фортепианное творчество Моцарта включает девятнадцать сонат, в которых он продолжал разрабатывать сонатную форму, а также сочинения в жанре фантазии (музыкальное произведение, основанное на импровизации и свободное по форме). Композитор отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более мягким, но слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта - отчётливая, элегантная, с тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
Интересы мастера не ограничивались оперой и инструментальной музыкой. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием. Музыка реквиема (1791г.), предназначенного для солистов, хора и оркестра, глубоко трагична (Моцарт работал над сочинением, когда уже был болен, фактически перед самой смертью). Части сочинения, напоминающие оперные арии и ансамбли, делают музыку очень эмоциональной, а полифонические (прежде всего «Господи, помилуй!») олицетворяют духовное начало, высшую справедливость. Главный образ реквиема - страдающий человек перед лицом сурового Божественного правосудия.
Мастер так и не успел дописать реквием, он был доработан по наброскам композитора его учеником Ф.К. Зюсмайром.
Музыку Моцарт сочинял очень легко, иногда даже без черновиков, создавая творения, непревзойдённые по художественной красоте и гармоничности. Музыканты-современники высоко ценили дарование Моцарта, но большинство аристократической публики его творчество не понимало, а в последние годы жизни композитора не принимало вовсе. Умер Моцарт в бедности и был похоронен в Вене в общей могиле.
Віденська культура
З появою особи та творів Вольфганга Амадея Моцарта завершується піднесення «Віденської класики». Тлумачення тих 600 творів, які Моцарт встиг створити за 35 років свого життя, досі захоплюють найвизначніших діячів історії культури...
Гений Марис Лиепа
По окончанию МАХУ Марис Лиепа вернулся в Ригу, работать в Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР. Там он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Раймонды"...
Искусство колокольного звона
Колокол и колокольчик - древнейшие и по сей день широко распространенные самозвучащие ударные музыкальные инструменты. Первоначальная их функция - сигнальная. Сразу условимся, что это два разных инструмента, и критерий их отличия - не размер...
Музыкальные фестивали в культурном пространстве СПб: технологии организации и проведения
Фестиваль (франц. festival - празднество, от лат. festivus - весёлый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестиваль первоначально возник в Великобритании в начале 18 века. В 20 в...
Особенности развития музыкального бизнеса в контексте интернет-технологий
Музыкальный бизнес является составным элементом в системе шоу-бизнеса, который основан на извлечении прибыли при производстве и реализации музыкального продукта или предоставлении услуг в индустрии развлечения...
Пина Бауш - гений жеста
Девятого мая знаменитой немецкой танцовщице, хореографу и режиссеру Пине Бауш вручена премия "Европа - театру", одна из самых престижных в мире наград в области сценических искусств...
Расцвет искусства барокко
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 г. в канун праздника святых Петра и Павла, в честь которых и был наречен. Будущий художник появился на свет в городке Зигене, что в германской провинции Вестфалия, и был в семье шестым из семерых детей...
Сценарий массового праздника "Нам есть чем гордиться!"
Музыка в театрализованном представлении играет первостепенную роль в формировании идейно-тематического замысла и художественно-эмоционального содержания...
Театры Омска
Долгие годы Музыкальный театр справедливо называли «лабораторией советской оперетты». Ныне в театре широко представлены самые разные жанры, самые разные спектакли: опера, оперетта, балет и мюзикл...
Эстетический смысл произведений ready-made М. Дюшана
Существует множество различных мнений и споров касательно работ ready-made М. Дюшана. Кто-то скажет, что он гений. Кто-то скажет что он - идиот, которому попросту нечем было заняться, кроме как писуары переворачивать...