Идеалы женской красоты в разные эпохи. Женщина эпохи возрождения Идеалы женской красоты в древности
Так как эпоха Возрождения основывалась на развитии мировой торговли и послужила началом Великих географических открытий, то она вырвала человека из потустороннего мира, которому он до сих пор принадлежал, и сделала его господином самого себя. В качестве покупателя или продавца каждый сделался для нее ценным предметом интереса.
Эпоха Возрождения и провозгласила в конечном счете идеальным типом человека чувственного, того, кто лучше всякого другого в состоянии вызвать у другого пола любовь, притом в строго животном смысле, следовательно, сильное половое чувство.
В этом смысле целесообразная красота и восторжествовала, и притом чрезвычайно ярко, в эпоху Возрождения, так как она была эпохой революционной. После падения античного мира теперь красота праздновала свои высочайшие триумфы. Мужчина считается совершенным, т. е. красивым, если в нем развиты признаки, которые характеризуют его половую активность: сила и энергия. Женщина объявляется красивой, если ее тело обладает всеми данными, необходимыми для выполнения предназначенного ей материнства. Прежде всего грудью, питательным источником жизни. Грудь получает все больше значения, чем дальше развивается Ренессанс. В противоположность Средним векам, предпочитавшим женщин с узкими бедрами и стройным станом, предпочтение теперь отдавалось широким бедрам, крепкой талии, толстым ягодицам.
Женские моды. XVI в.
В женщине любили пышные формы, что не вязалось с миловидностью и грациозностью. Женщина должна была быть в одном лице Юноной и Венерой. Женщина, корсаж которой предвещает роскошную плоть, ценится выше всего. Вот почему уже девушка щеголяет своей пышной грудью. Величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения. Она должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами, полными ногами и руками, «способными задушить гиганта». Таковы женщины Рубенса, созданные им для бессмертной жизни в лице трех Граций. Созерцание таких женщин доставляет высочайшую радость, ибо обладание ими сулит мужчине глубочайшее наслаждение.
Женской красоте посвящены самые обстоятельные, детальные и многочисленные описания. И это понятно. Не только потому, что творческая тенденция есть результат мужской активности, чаще встречаются конструкции женской красоты, созданные мужчиной, чем идеалы мужской красоты, созданные женщиной, а главным образом потому, что мужчина в принципе агрессивное, а женщина - пассивное начало. Правда, женщина тоже добивается любви мужчины, и даже в еще более сосредоточенной форме, чем мужчина добивается женской любви, но она никогда не делает этого ясно и отчетливо, как мужчина. Мужчина облекает поэтому свои требования относительно физической красоты женщины в самые ясные и точные описания. Тридцатью шестью достоинствами - по другим оценкам только восемнадцатью, двадцатью тремя или двадцатью семью - «должна обладать женщина, если хочет прослыть красавицей и быть желанной». Эти отдельные красоты обозначаются или формой, или цветом и т. д. Чтобы придать этому идеалу еще более осязательные, конкретные очертания, указывали обыкновенно на женщин определенных стран и городов. Уроженки Кёльна славятся своими красивыми руками, уроженки Брабанта - красивыми спинами, француженки - красиво выпуклыми животами, венки - пышной грудью, уроженки Швабии - красивыми ягодицами, баварки - красотою самых интимных частей женского тела. Люди Ренессанса ничего не хотели забыть и отличались большей точностью, а восходящие классы к тому же никогда не отличаются лицемерной стыдливостью. Порой не ограничивались даже этими данными, вдаваясь в еще более интимное описание. Женщина, желающая прослыть красавицей, должна обладать не одним каким-нибудь из этих достоинств, а всеми вместе.
Костюм голландской проститутки. XVII в.
Этот кодекс красоты был повсюду облечен в форму стихотворных афоризмов и дошел до нас в целом ряде вариантов, притом иногда с иллюстрациями. Достаточно привести один пример.
Очень распространенная свадебная песня перечисляет «тридцать пять достоинств красивой девушки» следующим образом: «Три должны быть белыми, три - черными, три - красными, три - длинными, три - короткими, три - толстыми, три - большими, три - маленькими, три - узкими, а в общем женщина должна быть высокого роста и полного сложения, должна иметь голову, как уроженка Праги, ноги - как уроженка Рейна, грудь - как венка, живот - как француженка, спину - как уроженка Брабанта, руки - как жительница Кёльна».
Никогда в живописи не изображали с таким горячим упоением красоту груди, как в эпоху Ренессанса. Ее идеализированное изображение - один из неисчерпаемых артистических мотивов эпохи. Для нее женская грудь - самое удивительное чудо красоты, и потому художники рисуют и рисуют ее изо дня в день, чтобы увековечить. Какой бы эпизод из жизни женщины ни изображал художник, он всегда найдет случай вплести новую строфу в гимн, раздающийся в честь ее груди.
Так как в мужчине и женщине видели всегда только пол, то в связи с презрением к старости мы замечаем у обоих полов страстное желание «снова помолодеть», особенно у женщины, так как ее расцвет менее продолжителен, а следы старости выступают наружу быстрее и виднее. Этим страшно затруднялась ее социальная позиция в борьбе за мужчину, так как других средств борьбы, кроме красивого тела, у нее в большинстве случаев не было. Оно ее главный капитал, ее ставка. Отсюда ее страстное желание остаться как можно дольше молодой. Из этой понятной тоски выросла в значительной степени идея об источнике молодости, представляющая в XV и XVI вв. такой распространенный мотив.
Похищение сабинянок. Идеал мужской и женской красоты. Итальянская гравюра. XVII в.
Утренний туалет молодой женщины. XVI в.
Само собой понятно, что и «наука» спешила предлагать десятки средств тем, кто хотел помолодеть. Шарлатаны, цыгане, старухи продают их легковерным людям на улицах и ярмарках, отчасти тайно, отчасти открыто. Эта тема также часто затронута в масленичных пьесах.
Не менее яркое доказательство в пользу основной чувственной тенденции Ренессанса - его отношение к наготе.
Известно, что тогда во всех странах к наготе относились довольно просто. Даже еще в XVI в. на сон грядущий совершенно раздевались, спали голыми. И притом оба пола всех возрастов; обыкновенно муж, жена, дети и слуги спали в общей комнате, не разделенные даже перегородками. Таков был обычай не только в крестьянстве и в низах, но и среди высшего бюргерства и аристократии. Даже перед гостем не стеснялись, и он спал обыкновенно в общей спальне с семьей. Жена ложится спать без платья в присутствии гостя, которого видела первый раз в жизни. Требования стыдливости считались исполненными, если она делала это «целомудренно». Если гость отказывался раздеться, то его отказ возбуждал недоумение. Как долго продолжался этот обычай, видно из одного документа, относящегося к 1587 г., в котором обычай этот порицается, следовательно, еще существовал.
Красивое тело выставлялось, однако, напоказ не только путем идеализирующего и преувеличивающего искусства, возносящего предметы над миром действительности, нет, в этом отношении шли гораздо дальше, смело щеголяя наготой перед всем миром - на улице, где ее окружали и ощупывали глазами десятки тысяч любопытных. Существовал обычай встречи перед городскими стенами навещавшего город князя совершенно обнаженными прекрасными женщинами. История зарегистрировала целый ряд таких встреч: например, въезд Людовика XI в Париж в 1461 г., Карла Смелого в Лилль в 1468 г., Карла V в Антверпен в 1520 г. О последнем событии мы имеем более подробные сведения благодаря Дюреру, который присутствовал при нем и признавался, что он с особенным интересом разглядывал обнаженных красавиц.
О въезде Людовика XI в Париж сообщается следующее. У фонтана дю Пансо стояли дикие мужчины и женщины, сражавшиеся друг с другом, а возле них три обнаженные прекрасные девушки, изображавшие сирен, обладавшие такой чудной грудью и такими прекрасными формами, что невозможно было наглядеться.
Необходимо коснуться еще одной особенности частной жизни, служащей не менее классическим доказательством свойственного Ренессансу культа физической красоты и относящейся к затронутому до сих пор кругу идей. Мы имеем в виду описание и прославление интимной телесной красоты возлюбленной или жены мужем или любовником в беседе с друзьями, их готовность дать другу даже случай воочию убедиться в этой хваленой красоте. Это одна из излюбленных разговорных тем эпохи.
Сеньор Брантом сообщает: «Я знал нескольких сеньоров, которые хвалили своих жен перед своими друзьями и подробнейшим образом описывали им все их прелести».
Один расхваливает цвет кожи жены, похожей на слоновую кость, с розовым налетом, как у персика, на ощупь мягкую, как шелк или бархат, другой - пышность ее форм, упругость ее грудей, похожих на «большие яблоки с грациозными остриями» или на «хорошенькие шарики с розовыми ягодами», твердые, как мрамор, тогда как ее бедра - «полушария, сулящие высшее блаженство». Другие хвастают «словно выточенными белыми ногами» жен, подобными «горделивым колоннам, увенчанным красивым фронтоном». Не забывают при этом даже и самых интимных подробностей...
О духовных качествах супруги или женщины говорят разве под самый конец. Главную роль играет красивое тело, которое описывается с ног до головы и обратно. Описание нередко подкрепляется доказательством. Другу предоставляется возможность подглядеть жену во время купанья или туалета, или еще охотнее его приводят в спальню, где спящая жена, не подозревая, что она имеет посторонних свидетелей, предоставляет его взорам всю свою наготу. Порой даже сам муж откидывает скрывающие ее покровы, так что все ее прелести обнажаются перед взором любопытных. Телесная красота жены демонстративно выставляется напоказ, как клад или сокровище, которые должны возбудить зависть, и сомнению здесь не должно быть места. Вместе с тем обладатель этих сокровищ хвастает ими, чтобы подчеркнуть, что он их собственник. Он делает это не тайно, и жена должна то и дело мириться с тем, что муж подведет к ее ложу своих друзей, даже в том случае, когда она спит, и что он сорвет с нее одеяло, отчасти скрывающее ее тело от взоров.
Эпоха Ренессанса отличалась не только чувственностью. Так как речь идет о победе восходящего класса, то она не знала ни лицемерной стыдливости, ни страха, а смело и безбоязненно доводила все свои намерения до крайнего предела. Эта прямолинейность, в свою очередь, приводила к тем особенностям, благодаря которым моды Ренессанса кажутся нам подчас такими чудовищными, причем эти особенности характеризуют одинаково как мужские, так и женские моды. «Я превосходнейшим образом создан для любви», - говорил мужчина женщине при помощи своего костюма. «Я достойный предмет твоей силы», - отвечала она ему не менее ясно при помощи своей одежды. А как предложение, так и ответ отличались в эпоху Ренессанса одинаковой смелостью. Начнем с женской моды.
Проблема эротического воздействия разрешалась здесь, как уже сказано, смелым обнажением груди. Ренессанс придерживался того взгляда, что «обнаженная женщина красивее одетой в пурпур». Так как нельзя было всегда быть обнаженной, то показывали по крайней мере как можно больше ту часть, которая всегда считалась высшей красотой женщины и всегда поэтому обнаруживалась при помощи моды, а именно грудь. Обнажение груди не только не считалось пороком, а, напротив, было частью всеобщего культа красоты, так как служило выражением чувственных порывов эпохи. Все женщины, одаренные красивой грудью, более или менее декольтировали ее. Даже немолодые уже дамы стремились как можно дольше вызывать иллюзии полной и пышной груди. Чем более одарена была женщина от природы в этом отношении, тем более расточительной была она. В отличие от других эпох, в период Ренессанса женщины декольтировались не только в бальной зале, но и дома, на улице и даже в церкви. Особенно щедры в этом отношении были они в праздничные дни. Эпоха Ренессанса ясно показывает, что не климат, а общественное бытие определяет моды, что климат создает во всяком случае только количественные, а не качественные отличия, в том смысле, что, например, более жаркие страны предпочитают более легкие ткани. Так как на севере действовали те же экономические причины, как и на юге, то северянки декольтировались так же сильно, как и южанки. Фламандка и швейцарка обнажали свою грудь не менее, чем француженка, венецианка и римлянка.
Чтобы лучше обратить внимание на красоту груди, на ее наиболее ценные достоинства - упругость и пышность, - женщины порой украшали ореолы алмазными кольцами и шапочками и обе груди соединялись золотыми цепочками, отягченными крестами и драгоценностями. Екатерина Медичи придумала для своих придворных дам моду, обращавшую на грудь внимание тем, что в верхней части платья справа и слева были сделаны два круглых выреза, обнаруживавших обнаженные груди, или тем, что груди искусственно воспроизводились внешним образом. Аналогичная мода, в силу которой обнаруживались только грудь и лицо, царила и в других местах. Там, где обычай требовал, чтобы благородные дамы переходили улицу только под шалью или в маске, как в Венеции, они, правда, скрывали лицо, но зато тем щедрее выставляли напоказ грудь.
Какой бы откровенности и смелости ни достигала женская мода в обнажении груди, ей ни в чем не уступала в этом та особенность мужской моды, которая отличает Ренессанс от всяких других эпох. Здесь речь идет о том, что немцы называют Latz, а французы braquette. Эта подробность придает мужской моде Возрождения в наших глазах поистине чудовищный характер...
Чувственному характеру эпохи Ренессанса как нельзя более отвечала та черта, что как женщина, так и мужчина открыто обнаруживали то, чему их век придавал наибольшую ценность. Никто не находил странным, что мужчина и женщина такими грубоватыми средствами действовали один на чувства другого. Мужчины и женщины вовсе не оставались равнодушными к этим возбудителям, а приводились ими в постоянное волнение. Литература Ренессанса богата доказательствами того, что чувства мужчины воспламенялись глубоко обнаженной грудью женщины, что эта часть тела всегда прежде всего увлекает и соблазняет его.
От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же «выпускаются» на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны - длинные, вьющиеся, желательно золотистые.
Мона Лиза (Джоконда).
Одна из самых загадочных женщин Возрождения - Мона Лиза (Джоконда). Если о красоте модели Леонардо да Винчи до сих пор идут споры, то ее улыбка очаровывает уже не одно поколение, этой улыбке пытались научиться аристократки и крестьянки.
Лукренция Борджиа – одна из самых красивых женщин эпохи, врожденное обаяние и грация, олицетворение коварства.
В эпоху Высокого Возрождения торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, – цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же мёду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Плечи должны быть широкими... Предплечья должны быть белыми, мускулистыми...».
Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Медичи. Считалась первой красавицей эпохи флорентийского Ренессанса. Служила моделью для Венеры в картине Ботичелли «Рождение Венеры».
Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени. Особыми достоинствами считались полные руки, широкие бедра и пышная грудь. Плавные изгибы тела подчёркивались, как только можно - и особым покроем платья, и глубоким декольте, и короткими рукавами.
Тициан. Любовь земная и небесная.
В моде по-прежнему блондинки. Чтобы осветлить волосы, женщины эпохи Возрождения покрывали волосы смесью шафрана и лимона и оставались под палящим солнцем в шляпах без дна, защищая лицо от загара широкими полями.
Тициан. Вечеллио Виоланта.
Доходило до того, что некоторые девушки подкрашивали даже соски. Куртизанки из Венеции, слывшие самыми красивыми женщинами, ввели в моду новый идеал красоты: блондинка с пышными формами и бледным лицом (знаменитая венецианская блондинка).
Palma il Vecchio.
Один из хронистов приводит свою, довольно оригинальную и совершенно нестандартную, формулу женской красоты, кратную числу три.
По его мнению, у красивой женщины должны быть:
Три белые – кожа, зубы, руки. Три черные – глаза, брови, ресницы. Три красные – губы, щеки, ногти. Три длинные – тело, волосы и руки. Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие – рот, плечо, ступня. Три тонкие – пальцы, волосы, губы. Три округлые – руки, торс, бедра. Три маленькие – груди, нос и ноги.
Идеал красоты в разные эпохи .
Красота всегда была ценным содержимым человеческой натуры. Но красота настолько же многогранна, насколько многогранен человек, потому и идеал красоты в разные эпохи и у разных народов был настолько разным, что порой даже совершенно противоположным! Интересно, как сопоставляется идеал других эпох и народов с современным?
Идеал красоты Древнего Египта
Стройная и грациозная женщина, близкая к нашему, современному пониманию идеала красоты. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них капали сок из растения «сонная одурь»!
Контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Примерно такой же эффект сегодня мы пытаемся создать при помощи высоких каблуков.
Идеал красоты Древней Японии
Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Ну что касается палочек в волосах и скрывания дефектов кожи под пудрой, то и сейчас этим не удивишь, но черный лак на зубах - пока не в моде. Зато в моде восточные мотивы в нарядах и макияже.
Идеал красоты Древней Греции
Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см.
Идеал красоты эпохи Возрождения
В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Леонардо да Винчи оставил нам замечательный эталон красавицы средневековья и сформировал уникальную систему «золотого сечения», актуальную по сей день.
Идеал красоты в Новое время
Заметно, что в чередовании идеалов красоты заметна тенденция от естественности к искусственности. Так с упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей мирских. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена, был предан забвению. Известное уже в те времена блондирование волос было признано нечестивым занятием.
Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария - удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.
В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна.
Интересная формула красоты, выведенная в Новое время, сейчас несколько устарела. У красивой женщины того времени должны быть: Три белые - кожа, зубы, руки. Три черные - глаза, брови, ресницы. Три красные - губы, щеки, ногти. Три длинные - тело, волосы и руки. Три широкие - грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие - рот, плечо, ступня. Три тонкие - пальцы, волосы, губы. Три округлые - руки, торс, бедра. Три маленькие - груди, нос и ноги.
Идеал красоты в XIX веке
Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. То, что сейчас мы называем аристократической красотой. Красивая женщина сравнивалась с породистой лошадью, у нее должно быть изящное тело, тонкие лодыжки. Но при этом, все естественное, натуральное считалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения.
Идеал красоты в нашем веке
Благодаря различным конкурсам красоты, сформировался особый эталон красивой женщины. Претендентка должна обладать яркой индивидуальностью и чувством стиля, эмоциональностью и грациозностью, фотогеничностью и умением адаптироваться к различным ситуациям. На конкурсах красоты общемирового масштаба предпочтение отдается девушкам, имеющим знаменитые параметры 90 - 60 - 90, причем непременно претендентка должна быть юной. Молодость возведена в ранг идеала красоты современного общества и вся индустрия красоты нацелена на продление периода юности.
Во все времена человечество стремилось к красоте и гармонии, однако понимание этой самой красоты на протяжении столетий претерпевало существенные изменения. И, попади современная «Мисс мира», к примеру, в эпоху Возрождения, на нее вряд ли вообще обратили бы внимание. Идеал красоты - не выдумка одного человека, а творение времени, отвечающее главным его потребностям, политическому и социальному устройству общества и даже… климату.
К примеру, современная мода на загар возникла лишь в двадцатые годы XX века с легкой руки Коко Шанель, публично заявившей: «Красивая кожа - загорелая кожа». До этого момента на протяжении веков «загорали» на солнце лишь труженики-крестьяне, а аристократия защищала кожу от палящих лучей, стараясь сохранить «благородную бледность». Так что по цвету кожи можно было судить о социальном статусе человека.
К слову, на Востоке и сейчас нет моды на загар, а салоны красоты вместо привычных нам соляриев предлагают услуги по отбеливанию кожи.
История идеалов женской красоты
Светлая кожа и белокурые волосы ценились кстати, еще в Древнем Риме. В моде у женщин были кудри, и римские парикмахеры неустанно изобретали все новые способы завивки волос.
В средние века идеалом красоты были светловолосые женщины (яркое тому подтверждение - картины Сандро Боттичелли). Считалось, что золотые локоны облагораживают лицо. Поэтому красавицы часами просиживали на крышах домов в то время, когда солнце было в зените, чтобы волосы выгорели и приобрели желанный оттенок (предварительно их обрабатывали специальным составом).
А вот тело средневековые женщины скрывали под широкими одеждами, ведь в ту эпоху земная красота считалась греховной. Главной ценностью провозглашалась красота духовная, которой не нужны были ни парикмахерские ножницы, ни пудры или помады.
Эпоха Возрождения принесла с собой смену идеала. В моду вошли «пышные» формы - широкие бедра, округлое лицо, полные плечи. Кожа идеальной красавицы эпохи Ренессанса должна была быть не бледной (поскольку бледность свидетельствовала о болезни), а чуть розоватой, волосы - цвета меда. Именно таких женщин изображали на своих полотнах Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие художники того времени. Воспевание телесной полноты - символа жизненной силы - достигло апогея в картинах Тициана (Высокое Возрождение) и Рубенса (Барокко).
Примерно так же выглядела в XV - XVII вв. и русская красавица - пышущая здоровьем, с румянцем на щеках и густыми черными бровями.
В XVIII столетии, в эпоху Рококо, в моду вошли пышные и высокие прически с использованием всевозможных каркасов, париков и других сложных конструкций. Создавать такие шедевры парикмахерского искусства было дорого и хлопотно, а потому дамы старались спать практически неподвижно и как можно реже мыться, чтобы сохранить прическу.
Владимир Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г. Стиль: Рококо.
Чем стремительнее развивалось общество и чем более высокоразвитым оно становилось, тем чаще менялись подходы к определению красоты. То, что раньше ценилось на протяжении веков, начало изменяться в течение нескольких десятилетий. Так, в первой половине XIX века красивым считался тонкий женский стан, подчеркнутый легким платьем с завышенной талией. Но уже в 80-е годы все естественное начали считать грубым и «низким». Идеалом красоты стали «осиные» талии и бледность кожи.
XX век внес в представление об идеальном женском образе свои коррективы и предложил в качестве эталона худощавую, спортивную фигуру с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами.
Да что там говорить о народах и эпохах, если представления о красоте изменяются даже в течение жизни человека!
Ричард Стог Джонсон (Richard S. Johnson) — современный американский художник
Ричард Стог Джонсон — современный американский художник
Красота требует жертв?..
В некоторых странах существовали (и существуют до сих пор) достаточно жестокие способы сделать женщину красивой (в соответствии с местными традициями), порой без ее согласия.
Представительниц народа падаунг (проживающего в Мьянме, Бирме, Таиланде) неспроста называют «женщины-жирафы». С пятилетнего возраста им на шею надевают медные кольца, точнее - спирали из прута. С годами количество оборотов спирали увеличивается, достигая своего максимума к тому моменту, когда красавица выйдет замуж.
Похожий обычай существует в южноафриканском племени ндбеле - женщины носят на шее кольца от 12 лет до замужества.
В племени мурси (Эфиопия) считают необычайно красивой сильно растянутую нижнюю губу, поэтому девушкам на выданье вставляют в нее специальную глиняную тарелку. Чем больше тарелка, тем более привлекательной видится соплеменникам девушка и тем больше у нее шансов выйти замуж. А вот женщины племени сурма, также проживающие на территории Эфиопии, украшают похожими пластинами не губы, а уши.
В Китае вплоть до начала XX века красивой считалась маленькая женская ступня, поэтому девочкам очень плотно бинтовали ножку, стараясь прекратить ее рост. Малышки терпели сильнейшие боли. Ходить самостоятельно они практически не могли. Зато считались необыкновенно привлекательными!
А вообще, если поставить в один ряд всех первых красавиц с древности до наших дней, то в этом ряду окажемся мы все! Высокие и миниатюрные, брюнетки, блондинки и рыжие, длинноволосые и коротко стриженые, худышки и «пышки», обладательницы бронзового загара и совершенно белой кожи… Мода на внешность переменчива, но во все времена в цене остаются женственность, искренность и доброта. И конечно же, любовь и уважение женщины к самой себе.
И, если вы будете чувствовать себя королевой, то и воспринимать вас будут именно так!
Во всемирный день красоты принято вспоминать легенды о красавицах прошлого, удивляться странным вкусам "диких" племен, ценивших длинные шеи и мочки ушей, или возмущаться "канонам красоты", которые навязывает индустрия моды. А как же сильная половина человечества? В настоящих мужчинах мы не всегда ценим внешность, но, не будем лукавить, и у сильной половины человечества есть свои каноны красоты. И каноны эти в веках претерпели ряд изменений.
Аполлон
Имя Аполлона, златокудрого сына Зевса, в наши времена стало нарицательным для любого красавца-мужчины. Культ красоты тела, господствовавший в древней Элладе, во многом определил каноны красоты и в последующие века. Сила, ловкость, красота. Античные представления о красоте хранят уцелевшие до наших дней скульптуры: правильные, крупные черты лица, большие выразительные глаза и прямой нос. Не маловажное значение имел и рост. Так, Аристотель писал : "В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными".
Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия
Одним из воплощений совершенства был бог Солнца, покровитель искусств и предводитель муз. Наиболее известный скульптурный образ Аполлона создал придворный скульптор Александра Македонского Леохаром в первом веке до нашей эры - это Аполлон Бельведерский. Бронзовый оригинал статуи не сохранился, а его мраморная римская копия сейчас находится в Ватикане в музее Пия Климента. Впрочем, археологические раскопки доказывают , что настоящие древние греки были мало похожи на дошедшие до наших времен статуи.
Гильгамеш
Народы Месопотамии (шумеры и ассирийцы, а позже персы) в мужчине ценили в первую очередь храбрость и физическую мощь. Дошедшие до нас барельефы представляют богов, царей и воинов как могучих мужчин с накаченными мускулами, обладающих несокрушимой силой и способных выйти в одиночку против льва. Если судить по этим изображениям, то жители Междуречья были коренастыми грузными мужчинами с крючковатым носом, уложенной темной курчавой шевелюрой и такой же бородой. При этом отдельные пряди бороды завивали в трубочки и укладывали плотными рядами.
Благородные мужи, а уж тем более правители, носили богатые помпезные одежды и украшения, когда-то поразившие Александра Македонского. Волосы убирали в сетку, скрепляли их на затылке заколкой или связывали цветными лентами, а свою драгоценную бороду часто прятали в особый футляр. Кроме того, у древних персов было принято чернить брови и румяниться, а некоторые мужчины носили накладные бороды и парики.
Самый известный житель Междуречья шумерский царь Гильгамеш, чье имя дошло до нас сквозь века благодаря одному из старейших в мире литературных произведений - "Эпосу о Гильгамеше".
"Он прекрасный, сильный, он мудрый,
Божество он двумя третями, человек лишь одною,
Его тело светло, как звезда большая,
Но не знает он равных в искусстве мученья
Тех людей, что его доверены власти".
Рыцарь
В средневековой Европе идеалом мужчины был рыцарь - прекрасный воин, чья мужественная внешность сочеталась не только с физической силой и храбростью, но и хорошими манерами и галантностью, предписанной кодексом чести. Немаловажной частью идеального мужского образа в тот период становится одежда и, конечно, доспехи - самая важная часть рыцарского костюма. В Средние века мужской костюм начинает все больше укорачиваться, тогда же появляется и "прототип" штанов: шоссы - узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна.
Неизвестный немецких художник. Портрет рыцаря. Около 1540 года (Аугсбург)
Но главным для рыцаря была красота не физическая, а духовная. Рыцарь - в первую очередь слуга своего сюзерена, защитник слабых, детей и женщин. В эту эпоху возникает культ "прекрасной дамы", оказавший влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.
Денди
Своеобразным противовесом военным стали английские денди, чей стиль позже переняли в Европе и России. Родоначальником этого стиля принято считать Джорджа ("Бо") Браммела.
Именно он ввел моду на черный мужской костюм с галстуком, от которого произошел современный вариант классического мужского костюма. Браммел предложил новый стиль стиль своему другу принцу-регенту, будущему королю Георгу IV, и подражая монарху английские джентльмены забросили на антресоли напудренные парики и "мушки".
Впрочем, полноватый принц Уэльский не мог сравниться с другом Браммела, которого за глаза называли "премьер-министром элегантности". А сам он вывел следующую аксиому, которой следуют и современные денди : "Хочешь быть хорошо одетым - не надо носить то, что бросается в глаза".
Быть денди не значит просто хорошо одеваться. Изысканный костюм дополняли и определенные правила поведения: так, герой романа Стендаля "Красное и черное" Жюльен Сорель выводит главные правила настоящего денди - "невозмутимое равнодушие и оригинальность во всем": "… Жюльен теперь был настоящий денди и вполне овладел искусством жить в Париже. Он держался с мадмуазель де Ла-Моль с изысканной холодностью…"
"Как денди лондонский одет" писал Пушкин о Евгении Онегине. Русские денди того времени черпали вдохновение в другом денди - Лорде Байроне. Последний же в свою очередь выделял среди современников всего троих великих людей: Наполеона, Браммела и самого себя.
Томас Филлипс. Лорд Байрон в албанском костюме. 1835 год
Двадцатый век не сильно изменил идеал мужчины, в котором, кажется, смешались: красота и стройность от древних греков, сила и мощь от персов и ассирийцев, рыцарство от средневековых героев, интеллект и эрудированность эпохи Возрождения, галантность придворных кавалеров, веселый нрав гусаров и изысканность денди.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников