«Грани взаимодействия Дома культуры и библиотеки в составе учреждения культурно-досугового типа. Библиотека и школа: новые аспекты сотрудничества Работа библиотеки с учреждениями социальной среды
«Возьмёмся за руки друзья,
чтоб не пропасть поодиночке»
Б.Окуджава
Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений
Новая образовательная стратегия и объективные предпосылки развития информационного общества предполагают осознание роли школьной библиотеки как важного компонента высокого уровня образования. На поддержку школьных библиотек, создание информационно-библиотечной среды для спешной деятельности учащихся и педагогов ориентирована деятельность методиста по библиотечным фондам.
Быть методистом по библиотечным фондам в современном информационном пространстве, по моему мнению, это значит, сочетать функции методиста, менеджера, педагога, библиотекаря, информационного работника, специалиста по медиаобразованию .
Только так можно обеспечить основные направления в работе. Сегодня школьные библиотеки нашего района играют роль информационных, методических и культурных центров.
Библиотека - это, прежде всего, мир общения с книгой. Как правило, подростки пользуются услугами нескольких библиотек - детской и школьной. Основной функцией школьной библиотеки остается удовлетворение запросов, прежде всего связанных с учебным процессом. Сегодня важность проблем детского чтения, приобщение к книге возрастает. Сохранение детских библиотек, а также других библиотек, работающих с детьми, является залогом сохранения лучших традиций детского чтения.
Детская библиотека, в отличие от школьной не обеспечивает, а расширяет и обогащает учебный процесс, а одной из главных задач библиотеки должно быть стимулирование «делового», свободного чтения учащихся, актуальность которого возрастает день ото дня.
Библиотека в школе - это совершенно удивительный мир в учебной жизни школьника, мир открытий, творчества без страха ошибиться!
Школьная библиотека - это скорее остров тишины и спокойствия в бурном море учебной жизни. Секрет притягательной силы школьной библиотеки состоит в том, что она создаёт атмосферу сердечного доверия, искреннего дружелюбия и разнообразного творчества. Школьная библиотека, как любая детская библиотека, не выживет, оставаясь лишь пунктом выдачи книг. Она призвана стать, прежде всего, эстетическим центром, где получают значимое развитие, читательский вкус, творческое «я» ребёнка.
Оперативное и качественное обеспечение информацией учащихся, педагогов, воспитателей и ряда других категорий читателей - вот самая важная и главная задача любой библиотеки. Хорошо известные слова Б.Окуджавы - «возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке», актуальны и сегодня.
Несмотря на то, что каждая детская библиотека имеет своё приоритетное направление работы, все они стремятся оказывать читателям помощь в изучении и школьных программ, и библиотечно-библиографических знаний. При этом детские библиотеки не пытаются подменить собой функции школьной библиотеки, обеспечивая учебной литературой школьников, а ищут свои пути сотрудничества с читателями, учителями, школьными библиотекарями, расширяя и углубляя чтение учащихся в рамках тем школьной программы.
Растёт и крепнет сотрудничество школьных библиотекарей, педагогов с библиотеками Централизованной библиотечной системой Городецкого района.
Сегодня, как и раньше, Городецкая ЦБС стремится к возрождению культурно - исторических, нравственных традиций в районе.
Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений, по моему мнению, должна включать следующие элементы:
- Предпосылки взаимодействия: единство территории, внешней среды, целевой аудитории;
- Уровни взаимодействия: муниципальные библиотеки - школьные библиотеки, муниципальные библиотеки - организаторы образовательного процесса, школьные библиотекари - организаторы образовательного процесса;
- Формы взаимодействия: целевые программы, координация, кооперация;
- Направления взаимодействия: комплектование и использование фонда, информационная работа, организация мероприятий, издание методических и библиографических пособий, организация презентаций, повышение квалификации работников и др.
Современная ситуация развития общества, появление новых информационных и образовательных структур актуализирует
проблему создания единого информационно-образовательного пространства как объективно необходимого условия обучения и социализации личности. Безусловно, среди важнейших направлений нужно выделить информационное содействие учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса и в непрерывном образовании; удовлетворение информационных запросов учителей, связанных с их профессиональными потребностями; удовлетворение потребностей читателей в библиографической информации.
Задача современной библиотеки состоит в том, чтобы в бурном процессе развлекательных мероприятий не потерять традиционную культурно - просветительскую деятельность библиотек, не утратить связь с книгой. Основная цель детской библиотеки - поддержать ребёнка в его духовной реализации. Читатель - ребёнок и личностно-ориентированный подход к его информационным запросам становятся и сегодня главными ориентирами в работе библиотек с детьми.
Безусловно, для школьного библиотекаря необходима профессиональная среда общения и непрерывного образования в целях содействия развитию библиотечного обслуживания. С этой целью в районе создан методический совет школьных библиотекарей района, который активно сотрудничает с центральной детской библиотекой Городецкой централизованной библиотечной системы. Ряд заседаний совета проходят в стенах детской библиотеки, а специалисты ЦДБ оказывают информационную и методическую помощь библиотекарям.
В результате совместной деятельности библиотеки и школы, постоянно складывается система, обеспечивающая полную информационную поддержку учителю. Так в ЦДБ ЦБС Городецкого района создан методический уголок для педагогов, руководителей детского чтения, где представлены методические материалы НГОДБ, альбомы, папки со сценариями, разработками мероприятий, выставки книг
и периодических изданий для учителей, картотека «Из опыта работы». Все эти материалы активно используются при подготовке и проведении обзоров, конференций, педсоветов, семинаров с работниками районного управления образования, воспитателями, учителями, сотрудниками библиотек. Тематика разнообразна: организация нравственного и духовного воспитания подростков в детской библиотеке; воспитание любви и интереса к книге начинается в семье; деловая книга в чтении школьника; библиотека и школа: пути сотрудничества; в помощь преподаванию школьных предметов.
Творческое сотрудничество с учителями лежит в основе работы и детских библиотек. Это, прежде всего книжные выставки, выставки просмотры новых поступлений, которые входят составной частью в разные мероприятия: «В помощь педагогу», «Книга и школа». Многие библиотеки направляют тематические списки новых поступлений в школы: «Мир глазами художника» - для преподавателей Мировой художественной культуры, «В помощь преподавателю литературы» и д. р. «В практику работы некоторых детских библиотек стали входить и комплексные мероприятия по информационному обслуживанию: часы информации для учителей. Учащиеся из года в год обучаются секретам библиотечной науки, идут от простого к сложному, постепенно, по мере усвоения материала. Занятия с первоклассниками строятся в форме игры, ребята отгадывают загадки, получая за правильные ответы пропуск на книжный «паровозик». Путешествуя на нём, они знакомятся с городами, станциями, тем самым открывая для себя чудесный мир - мир книги. Останавливаясь в читальном зале и на абонементе, юные читатели знакомятся с правилами пользования библиотекой. Сегодня формирование информационной культуры школьника является приоритетным направлением и в детской и школьной библиотеках.
Именно библиотека является сегодня центром библиографической информации для школьников. Одной из самых популярных форм работы с детьми по формированию информационной культуры в нашем районе всё-таки остаётся библиографическая игра. Именно она приближена к детской психологии, создаёт условия для развития творческого начала у детей. А в ходе выполнения заданий дети получают необходимые навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Нужно отметить, что качество образования зависит и от уровня библиотечно-информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Сегодня пересматриваются функции учителя и ученика в учебном процессе, формы их взаимодействия. Основным становится не только понимание и усвоение учебного материала учеником, сколько выработка для него нового метода познания и размышления, умение мыслить.
И здесь, я считаю, именно библиотеки предоставляют учащимся широкие возможности для интеллектуального развития, а в общеобразовательном учреждении, именно школьная библиотека - по-настоящему полномочное представительство великой литературы.
Межведомственное сотрудничество: пути взаимодействия
НЕМНОГО О БИБЛИОТЕКЕ
Особняк на Советском проспекте, 14 хорошо известен вологжанам. Первого сентября 1970 года в этом доме, памятнике архитектуры XIX века, открылась областная детская библиотека. Вот уже более 35 лет библиотека принимает читателей самых разных возрастов, стараясь удовлетворить их разнообразные интересы и вкусы. Малыши приходят сюда со своими родителями, чтобы выбрать книгу и насладиться вечером чтением вслух. Спешат подростки в поисках нужной литературы по самым разным темам. Часто можно встретить целые делегации из школ и детских садов – это участники мероприятий, проводимых в библиотеке. Не обходят нас стороной и взрослые, занимающиеся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Современная детская библиотека – это открытый мир, ориентированный на живые и меняющиеся потребности ребёнка. Благодаря новым технологиям увеличиваются информационные возможности библиотеки, укрепляется взаимодействие с различными организациями и ведомствами. В библиотеках создаются новые структуры, специализируются и расширяются запросы читателей.
Для Вологодской областной детской библиотеки (ВОДБ) характерны два направления: социальное партнёрство и активная проектная деятельность . Взаимодействие библиотеки с государственными и общественными организациями позволяет одинаково успешно решать традиционные вопросы профессиональной деятельности и вести активную работу по реализации инновационных проектов.
В 2007 году в библиотеке было создано новое подразделение – отдел библиотечных инноваций . Поиск, творчество, движение вперёд – принципы его деятельности. Мы ищем и находим нетрадиционные формы работы, изучаем, обобщаем и внедряем передовой опыт в практику.
Отдел библиотечных инноваций:
Изучает и анализирует опыт инновационной деятельности библиотек страны, региона, создаёт программы внедрения новшеств в деятельность ВОДБ;
Осуществляет организационно-методическую поддержку программно-проектной деятельности библиотеки;
Организует общебиблиотечные публичные акции;
Осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детей и подростков.
Одним из направлений деятельности отдела является построение партнёрских отношений с властными структурами, социальными службами, образовательными учреждениями города и области, а также с различными учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детства.
Нашими партнёрами уже стали:
Уполномоченный по правам ребёнка и Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области.
Вологодское отделение Российского детского фонда.
ООО «Бизнес-Софт» – региональный представитель компьютерных справочных правовых систем «КонсультантПлюс».
Департамент образования Вологодской области.
Вологодский институт развития образования.
Учреждения общего и дополнительного образования (дошкольные учреждения и школы города, городской центр гражданского образования, ГОУ «Центр дополнительного образования детей», Дворец творчества детей и молодёжи и его структурные подразделения).
Центры социальной помощи и социальной реабилитации (Территориальный центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс»).
Медико-профилактические учреждения (Вологодский областной центр медицинской профилактики, отделение медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды, Вологодский областной центр по профилактике инфекционных заболеваний, детско-подростковая служба Вологодского областного наркологического диспансера).
Пенитенциарные учреждения (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УВД Вологодской области, Вологодская воспитательная колония УИН Минюста России по Вологодской области).
ПРАВОВЫЕ ПРОГРАММЫ
Попадая в тяжёлые жизненные ситуации, ребёнок часто остаётся один на один со своими проблемами и вынужден сам заботиться о своих правах. Иногда, к сожалению, выбирая неправильный и не вполне законный путь. В нашей области – в одной из первых – была введена должность уполномоченного по правам ребёнка . А в сентябре 2004 года при правительстве Вологодской области была создана Служба по правам ребёнка .
Задачи Службы:
Контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории области;
Работа по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов детей.
Надо отметить, что службы по правам ребёнка есть далеко не во всех регионах России. Служба по правам ребёнка правительства Вологодской области работает с губернатором, его заместителями, а потому имеет административные рычаги для защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Уполномоченный по правам ребёнка Валентина Александровна Головкина частый гость в библиотеке. Она оказывает библиотеке помощь книгами и методическими материалами по правовой тематике, принимает участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей и подростков уважительного отношения к закону.
В 2004 году началось деловое сотрудничество библиотеки с региональным представителем фирмы «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт» в рамках некоммерческого проекта «Программа информационной поддержки российских библиотек», благодаря чему в библиотеке установлены и еженедельно пополняются базы данных семейства справочных правовых систем (СПС) «КонсультантПлюс». Компания предоставляет льготный доступ к своим информационным ресурсам, проводит обучение сотрудников библиотеки работе со справочными правовыми системами, предоставляет библиотеке необходимую учебно-методическую литературу по системам семейства «КонсультантПлюс».
Наши посетители могут самостоятельно работать с электронными базами (три компьютерных места для пользователей – в отделе документально-информационной поддержки образования). Если им трудно ориентироваться самостоятельно, то они получают необходимую информацию при помощи консультанта (одно компьютерное место в методическом отделе, одно – в информационном зале, одно – в отделе руководителей детского чтения). Мы предоставляем информацию не только детям, но и родителям, педагогам, воспитателям, студентам, а также всем заинтересованным лицам.
Практика показывает, что ребята пользуются не только традиционными печатными изданиями: они легко и с удовольствием обращаются к электронным источникам.
Очень большое количество запросов приходится на тематический подбор официальной информации. Запросы бывают самые разнообразные – от задач, решаемых правозащитными организациями, до льгот, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.
Сотрудники библиотеки разработали и проводят для читателей мероприятия с использованием СПС «КонсультантПлюс». В ходе этих мероприятий, работая с документами, учащиеся школ города получают знания об основах правовой системы Российской Федерации, государственном и экономическом устройстве страны, международном законодательстве о правах человека. Вся эта информация полезна школьникам и в познавательном плане, так как содержит много определений и понятий, касающихся различных сторон жизни государства и общества.
В сентябре 2006 года библиотека приняла участие в I Областном конкурсе «На лучшее использование справочных правовых систем “КонсультантПлюс”» , организованном региональным представителем «КонсультантПлюс» ООО «Бизнес-Софт». Конкурс проводился в заочной форме, оценки делались по следующим критериям:
Представление участниками фото- и видеоматериалов оформления специальных рабочих мест;
Проведение мероприятий с использованием СПС «КонсультантПлюс», семинаров по обучению читателей работе с СПС «КонсультантПлюс»;
Знание специалистами библиотеки СПС «КонсультантПлюс»;
Количество запросов на правовую информацию, выполненную с помощью СПС «КонсультантПлюс».
В конкурсе участвовали 26 библиотек области. Областная детская библиотека заняла в этом конкурсе второе место.
С 2007 года наша библиотека совместно с Департаментом образования Вологодской области и ООО «Бизнес-Софт» проводит Областной правовой конкурс для школьников .
Цель конкурса – повышение уровня правовой культуры личности.
Содействие правовому образованию учащихся.
Пропаганда понимания важности права и правовых знаний в жизни общества.
Развитие самостоятельного мышления детей, их навыков работы с информацией.
Формирование навыков использования СПС «КонсультантПлюс».
Областной правовой конкурс проводится ежегодно в три этапа:
Районный заочный;
Промежуточный – обучение победителей районного этапа работе с СПС «КонсультантПлюс» и выполнение практических заданий с помощью системы (проводится на базе районных библиотек и/или образовательных учреждений);
Областной (финал).
Для участия в первом, заочном этапе конкурса необходимо прислать в оргкомитет письменные ответы на два вопроса: практический и теоретический.
В 2008 году, чтобы привлечь внимание старшеклассников к событиям в политической жизни нашей области и страны, теоретический вопрос сформулировали так: «Как вы считаете, участие в выборах – это право или обязанность? Свой ответ обоснуйте». Практический вопрос требовал умения юридически правильно составить расписку. Работы участников конкурса показали важность правовых знаний в жизни современного общества. В адрес оргкомитета было прислано 200 работ из 17 районов области.
По материалам Областного правового конкурса библиотека издала сборник творческих работ учащихся 10–11-х классов школ Вологодской области «Выборы глазами будущих избирателей». Торжественная церемония подведения итогов конкурса состоялась в мае в Законодательном собрании области.
Мы считаем, что библиотека, сотрудничая с региональным представителем СПС «КонсультантПлюс», активно использует имеющиеся у неё информационные ресурсы.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБРАЗОВАНИЕМ
Заключён договор о сотрудничестве между ВОДБ и Вологодским институтом развития образования . В рамках договора определены следующие цели и задачи совместной деятельности:
Привлечение внимания общественности и властных структур к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;
Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;
Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;
Участие в повышении квалификации школьных и детских библиотекарей в области:
Современных технологий поддержки и продвижения детского чтения,
Литературного краеведения,
Эстетического, патриотического, правового воспитания и др.;
Обмен опытом работы между библиотекарями на областном и всероссийском уровне.
Продолжается сотрудничество библиотеки с учреждениями общего и дополнительного образования . Мы оказываем методическую и организационную помощь педагогам в проведении крупных городских мероприятий различной направленности. В течение года сотрудники библиотеки проводят циклы мероприятий по различным библиотечным программам.
С февраля 2008 года ВОДБ начала проводить для вологодских школ акцию «День областной детской библиотеки в школе» .
Задачи акции:
Продемонстрировать возможности и информационные ресурсы библиотеки;
Активизировать сотрудничество и объединить усилия школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.
В этот день сотрудники библиотеки, приезжая в школу, знакомят педагогов с книжными новинками по методике преподавания и проведения внеклассных мероприятий, а также с методическими материалами ВОДБ. Для учащихся всех возрастов предлагаются литературные игры, библиотечные уроки, музыкальные занятия, обзоры периодики. Новая форма работы оказалась интересной, актуальной и востребованной: в библиотеке появились новые читатели, увеличилась посещаемость. Мы уверены, что проведение подобных мероприятий в школах города станет хорошей традицией ВОДБ.
РЕБЁНОК С СЕМЬЁЙ И БЕЗ СЕМЬИ
Сотрудничает детская библиотека и с учреждениями социального обслуживания семьи, женщин и детей : Территориальным центром социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Феникс».
Одним из направлений деятельности Территориального центра социальной помощи семье и детям является работа с детьми по оздоровительным, реабилитационным, профилактическим, коррекционным программам. Для реабилитационной группы дневного пребывания «Шанс», для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, специалисты библиотеки разработали цикл мероприятий по правовой тематике «Именем закона». Вот основные темы бесед:
1. Проступок. Правонарушение. Преступление.
2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
3. Остановись у преступной черты!
На этих занятиях ребята знакомятся со своими основными правами и обязанностями, находят ответы на соответствующие вопросы (Что такое право? Какие существуют права? Где они записаны?); показывают свои знания в области прав и свобод ребёнка; обсуждают ситуации, связанные с нарушением этих прав. Мы стараемся помочь ребёнку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ними ищем ответы на важнейшие вопросы, пытаемся научить отличать добро от зла. Серьёзный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» является ещё одним учреждением, где ребятам не только оказывается медицинская и психолого-педагогическая помощь: здесь они также могут круглосуточно проживать и питаться. Его воспитанники – частые гости библиотеки. Ребята принимают активное участие во всех конкурсах, которые она проводит. Работая с социально-реабилитационным центром «Феникс», мы убедились, что трудных детей нет. Есть дети со «свободной», нереализованной энергией, которую важно направить в нужное русло. Все мероприятия, проводимые для детей этого центра, способствуют созданию здорового морально-психологического климата, доброжелательного стиля отношений – всего того, что помогает в формировании правильной жизненной позиции.
Есть у библиотеки и опыт сотрудничества со специальными учебно-воспитательными учреждениями для несовершеннолетних закрытого типа. Это, прежде всего, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). Там находятся дети от 8 до 14 лет. Именно в этом возрасте происходит становление характера и формирование личности. И от того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит его будущее. Поэтому свою задачу при работе с данным учреждением мы видим в создании условий для «вхождения в жизнь» детей с нарушениями в поведении.
Библиотека осуществляет профессиональную помощь ЦВСНП, используя многие присущие именно ей библиотечно-информационные формы и методы. Особенно увлекательными кажутся ребятам кукольные спектакли, подготовленные сотрудниками библиотеки. Например, «Властелин пыли» – по экологии жилища, проводимый к Всемирному дню здоровья, и «Книга – Восьмое чудо света» – к Неделе детской книги. Несовершеннолетние правонарушители очень переживают за кукольных героев, оживлённо отвечают на вопросы викторины. Сначала такая реакция на спектакли была для нас неожиданна. Очень приятно, что мы не ошиблись, выбрав эту форму работы. Дети данной категории обделены теплом и вниманием взрослых, поэтому на подобных мероприятиях они – благодарные слушатели и собеседники.
ЗДОРОВЬЕ И ВОКРУГ НЕГО
На протяжении многих лет ВОДБ работает совместно с медико-профилактическими учреждениями области и города в сфере популяризации здорового образа жизни. Действуя в этом направлении, нам удалось наладить контакт с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера и продолжить сотрудничество с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и Областным центром медицинской профилактики . Специалисты отделов профилактики этих учреждений подготовили тематические буклеты, которые мы используем в своей работе. Они содержат информацию по вопросам ВИЧ/СПИДа, наркомании, гепатитов, ИППП 1 , предназначенную для подростков, их родителей и педагогов.
Ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей, библиотека проводит акцию к Международному дню защиты детей и конкурс рисунков на асфальте .
Последние годы в этот день в детском парке напротив нашей библиотеки сотрудники Областного центра медицинской профилактики для взрослых и детей открывают : устанавливается палатка, оснащённая медицинским оборудованием, где все желающие могут измерить свои рост, вес, артериальное давление и получить индивидуальную консультацию. Детские библиотекари организуют и проводят для участников акции подвижные игры, конкурсы, викторины, проверяют у ребят знание правил здорового образа жизни и гигиены человека. Всем, кто посетил мероприятие, предлагаются подготовленные библиотекой совместно с медиками буклеты и памятки, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Ежегодно совместно с Областным центром по профилактике инфекционных заболеваний и отделением медицинской профилактики поликлиники № 1 г. Вологды накануне Международного дня борьбы с наркоманией и распространением наркотиков проводится конкурс детских плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, «Я выбираю жизнь!». В конкурсе принимают участие ребята, посещающие летние городские и школьные лагеря, социальные и реабилитационные учреждения.
С 2006 года началось сотрудничество библиотеки с детско-подростковой службой Вологодского областного наркологического диспансера . В очень интересной и увлекательной форме проходят в библиотеке совместные мероприятия – тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.
«Моё здоровье» – так называется групповое занятие для учащихся школ города. Главная цель мероприятия – профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения. Подросткам предлагается придумать рекламу здорового образа жизни. Ребята сами готовят рекламные плакаты «Здоровое питание», «Здоровая семья», «Здоровый отдых», «Здоровье и спорт». После выполнения задания подростки представляют свои творческие проекты. Мероприятие завершается рекламной кампанией в пользу здоровья и активной, полноценной жизни. Тренинг также способствует выработке умения отстаивать свою жизненную позицию, учит преодолевать трудности.
В рамках областной кампании «Брось курить и выиграй!» и библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» в феврале 2008 года ВОДБ и Вологодский областной центр медицинской профилактики объявили о проведении областного конкурса детских творческих работ «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!» .
Организуя этот конкурс, мы ставили перед собой следующие задачи:
Популяризация здорового образа жизни;
Профилактика употребления психоактивных веществ;
Развитие творческих способностей у детей и подростков.
Конкурс проводился по двум номинациям:
«Моя семья – за здоровый образ жизни» – конкурс рисунков и плакатов.
«Молодёжь против табака» – конкурс слоганов (слоган – короткий лозунг, выражающий какое-либо суждение; сжатая, ясная и легко воспринимаемая формулировка рекламной идеи).
В номинации «Моя семья – за здоровый образ жизни» на конкурс было представлено более 200 работ. Это рисунки и плакаты, выполненные в самой разной технике (карандаш, гуашь, акварель, пастель).
Порадовало, что в конкурсе приняли участие ребята самого разного возраста (от первоклассников до выпускников) из 13 районов области и г. Вологды. Определить победителя было нелегко: все дети очень старались и стремились показать важность и необходимость соблюдения законов здорового образа жизни.
После рассмотрения и обсуждения представленных работ конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Вологодского областного центра медицинской профилактики и Вологодского областного центра по профилактике инфекционных заболеваний, определила победителей по трём возрастным категориям.
С 2008 году в рамках библиотечной программы «Стиль жизни – здоровье!» специалисты библиотеки совместно с медицинскими психологами проводят выездные семинары «Здоровье как личностный ресурс» для руководителей и сотрудников детских библиотек области, работников социальных и медицинских служб. Участники семинаров знакомятся с обзором литературы по теме «Здоровый образ жизни», обсуждают влияние питания и физической активности на здоровье человека, знакомятся с факторами риска развития неинфекционных заболеваний. (Об этой работе подробнее написано в материале «Библиотекарь и здоровье детей», опубликованном в этом же номере. – Прим. ред .)
Мы уверены, что подобную профилактическую работу необходимо вести только в тесном сотрудничестве со специалистами, строго соблюдая принцип «Не навреди!». Только так, размышляя над серьёзными и недетскими проблемами, ребята смогут научиться ценить и любить жизнь.
Кроме партнёров, уже названных в этой статье, в числе друзей библиотеки ряд книготорговых организаций, которые выступают в качестве спонсоров детских творческих конкурсов.
Таким образом, библиотека, работая в сотрудничестве с различными организациями и ведомствами, увеличивает свои воспитательные и информационные возможности.
Статья подготовлена при поддержке проекта «HipWay». Если Вы решили провести незабываемое время во Вьетнаме, где вы сможете посетить храмы и попробовать необычную пищу, то оптимальным решением станет зайти на проект «HipWay». На сайте, расположенном по адресу http://hipway.ru/vietnam , вы сможете, не потратив много времени, найти и заказать тур во Вьетнам по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах, услугах и акциях вы сможете найти на сайте www.hipway.Ru.
1 Инфекции, передающиеся половым путём.
Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.
Виктор Астафьев
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.
ГБУК г.Москвы «ЦБС №3 ЮАО» (Государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы Централизованная библиотечная система № 3 Южного административного округа Детская библиотека № 125) активно сотрудничает с детским садом № 1234, вошедшим в состав образовательного комплекса № 1257. Цель сотрудничества — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.
В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.
Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже шесть лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят. В нынешнем, 2013-2014 учебном году, в программе предусмотрены занятия четыре раза в неделю для двух старших и двух подготовительных групп.
Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий
Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы.
На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.
Во время пребывания в библиотеке, дети:
- Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
- Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
- Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
- Участвуют в физкультминутке.
- Изготавливают поделки в творческой мастерской.
- Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
- Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
- Смотрят советские мультфильмы.
Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.
Осеннее настроение. Слушаем музыку Вивальди
Коллективная работа «Хочу стать космонавтом»
Пример тематического занятия, посвященного животным.
В качестве животных были выбраны собака, кошка и обезьяна. В ходе занятия дети отгадывали загадки, читали стихотворения, рассматривали иллюстрации и, конечно, играли.
Например, в холле библиотеки предварительно спрятали пять плюшевых собак. Дети должны были их найти, что и сделали с превеликим удовольствием и шумом.
На занятии разрешили поозорничать, правда, в дозированных количествах — изображая обезьянку, которая стала одним из главных персонажей этого дня. Детям предложили совершить мысленное путешествие в Африку и набрать корзину кокосов. В качестве кокоса были взяты мячи, а дети старались ими попасть в корзины.
Проведение совместных праздников
Сотрудничество библиотеки и детского сада проходит также в форме организации совместных праздников. Праздничные дни могут быть приурочены к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это могут быть и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля и прочие), и тематические дни (День животных, День птиц).
Совсем недавно в библиотеке отмечали День учителя. 1 октября детям устроили путешествие в импровизированную школу и даже пригласили принять участие в уроках. На уроке музыки дошкольники бойко пели в караоке, на уроке рисования изображали из себя первобытных людей и рисовали с завязанными глазами у мольберта.
На празднике, приуроченном к 23 февраля, дети соревновались в умении сложить самолетик из газеты, в меткости — кто дальше запустит самолетик, учились галантно приглашать дам на танец.
Формы работы с книгой
Книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, в библиотеке реализуются интересные проекты. Один из них называется «Рисуем книжку». Детям читают коротенькие рассказы, например, М. Пришвина: «Золотой луг», «Ребята и утята» и другие. Произведение проговаривают, обсуждают, смотрят иллюстрации к нему. В конце детям предлагают самим почувствовать себя в качестве художника и нарисовать то, чему было посвящен рассказ. Все рисунки ребят подшивают в одну папку, добавляя напечатанный текст рассказа. Получается уникальное произведение — настоящая иллюстрированная книга, сделанная руками детей.
Другой пример работы с книгой очень полезен для ребенка и направлен на развитие логического мышления. Педагоги вместе с детьми вспоминают известное произведение, например, «Буратино». Проводится обсуждение, детям выразительно читают одну из главных сценок, а затем юные слушатели должны расположить в верном порядке картинки из книги, предварительно распечатанные на принтере.
В качестве итогового занятия по ряду прочтенных произведений можно устроить своего рода «экзамен». Поможет в этом сундучок Матушки Гусыни. В сундучок кладутся изображения, ассоциирующиеся с несколькими рассказами/сказками/стихотворениями. Дети, доставая картинки из сундучка, должны понять, из какого произведения заимствованы та или иная сценка или персонаж.
Послесловие
От себя хочется добавить, что знакомство ребенка с библиотекой желательно продолжать и самостоятельно. Приходите сюда с детьми просто так, чтобы ребенок имел возможность выбрать ту книжку, которая ЕМУ понравится, с теми иллюстрациями, которые ЕМУ приятны.
В библиотеке работают бесплатные кружки, ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ребята ставят сценки, читают произведения, мастерят поделки. Клуб «Павловские четверги» знакомит детей и взрослых с нашей любимой столицей через лекции, квесты, кинопоказы старых фильмов.
На праздниках, организованных сотрудниками библиотекой, всегда рады каждому ребенку. При этом дети принимают активное участие в праздничных мероприятиях: рассказывают стихи, поют песни, получают подарки — книги.
Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любить книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем: в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку.
Благодарим за предоставленный материал заведующую библиотеки Екатерину Дмитриевну Герасименко.
ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Слайд 1 - фото
Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,
Событья, судьбы, пестрой жизни дань.
Пусть множатся, живут, крепчают книги -
Веков соединительная ткань.»
( В. Сикорский)
Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?
Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.
Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.
Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.
Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .
Слайд 5 -- диаграмма
Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.
Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.
Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :
Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.
Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.
Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.
Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:
Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.
Развитие духовных и физических возможностей личности,
Формирование чтения,
Подборку художественной, научной и методической литературы,
Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.
Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.
Работа с одаренными детьми.
Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,
их роли и последствий для последующих поколений;
обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;
формировании аналитический и рефлексивных умений общения.
Слайд 8 формы работы
По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:
Библиотечные уроки;
книжные выставки;
обзоры литературы по вопросам культуры чтения;
тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;
литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.
Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.
Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.
Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.
Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.
Используются такие интерактивные формы как:
Электронные презентации книжных выставок
Электронные библиотечные уроки
Виртуальные конференции,
Устные журналы - презентации
Слайд - фильмы
Литературные гостиные с электронными презентациями.
Слайд 10 Подведём итоги
- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.
Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.
Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.
Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.
Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.
- Почему библиотекарь и учитель объединяются?
Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.
Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.
Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.
Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .
- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?
Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).
Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)
Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).
Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).
Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание
Главная > ДокументОчередное занятие в школе заочного обучения Чернышковской МБС было посвящено теме «Инновационные формы массовой работы». При составлении консультации на эту тему было использовано одноименное методическое пособие Волгоградской ОУНБ им. М. Горького и материалы из журнала «Библиотека». В 2008 г. акцент в деятельности методических служб был сделан на работу библиотек в рамках Года семьи и празднования 65-летия Сталинградской битвы. В Даниловской МБС провели семинар «Семья. Книга. Библиотека» совместно с центром «Семья», на котором рассматривались вопросы:
- совместная работа библиотек и учреждений (Домов культуры, центра «Семья», общеобразовательных школ и др.); семья – основа формирования личности ребенка; семейное чтение: душа и книга и др.
Районный семинар-практикум «Информационная деятельность детской библиотеки: новый взгляд, подходы и решения» проходил на базе Быковской ДБ. Вниманию библиотекарей были представлены консультации: «Библиотека как часть системы информационно-культурного пространства» и «Рекомендательная библиография и новые информационные технологии», затем состоялось подведение итогов домашнего задания «Опыт работы по информационному обслуживанию читателей». Одним библиотекам было дано задание «Книжная выставка в информационном пространстве», другим – «Библиографическое пособие как лучшее средство накопления и распространения библиографической информации», третьим – «Детские журналы как носители информации» (библиотечный урок). Завершился семинар-практикум обменом опыта работы библиотек района в этом направлении.
В апреле 2008 г. в Дубовской МБС прошел семинар библиотечных работников «Позиционирование библиотек как способ утверждения в социуме».На семинаре обсуждались актуальные проблемы работы библиотек в современных условиях – шел заинтересованный разговор о необходимости создать у общества благоприятное мнение о библиотеке, представить её полезной, нужной, соответствующей его требованиям и запросам. Цель семинара Октябрьской МБС «Книжная выставка: в поисках нового образа» – активизация выставочной деятельности библиотек как средства по созданию позитивного имиджа библиотек и роста авторитета МБС среди населения района. К семинару подготовлен пакет информационных материалов: буклет «2008 – Год семьи», «Книжная выставка «Семья – один из шедевров природы», информационный список «Несекретные секреты экспонирования» и др.
В Котовской МБС в 2008 г. завершился районный библиокараван инновационных форм. В рамках библиокаравана прошло 13 мастер-классов.
В МБС Ленинского района стало традицией один из семинаров проводить на базе СБ. В 2008 г. в ЦБ был проведен видеосеминар «Библиотека – центр информации и культуры на селе» о работе Колобовской СБ. Заведующая библиотекой сняла видеорепортаж о своей работе, и все это было показано на семинарских занятиях работникам МБС. Было проведено видеознакомство с библиотекой, показано внешнее и внутренне её оформление: книжные выставки, музейный уголок, тематические папки. Присутствующим были показаны видеовыступления Главы Колобовского сельского поселения, директора школы, школьного музея, ДК, приюта. Все они рассказали о совместной работе библиотеки и учреждений, которые они возглавляют, о той помощи, которую оказывает им библиотека. Затем было представлено показательное мероприятие, посвященное Году семьи, в котором приняли участие взрослые и дети и спектакль «Сказка о золотой рыбке», который библиотекарь подготовила совместно с детьми. В ЦБ и ДБ Октябрьского района стартовал «Аукцион библиотечных инициатив». В течение всего года библиотечными специалистами проводилась работа по реализации своих задуманных идей. На аукцион были представлены реализованные творческие идеи в самой разнообразной форме. Аукцион творческих идей способствовал выработке интересных мыслей и решений, неординарных находок и стал мощным импульсом творческого развития. Не смотря на финансовые, административные трудности библиотеки-методические центры осуществляют выезды с оказанием практической помощи библиотекам поселений. В 2008 г. специалистами методических центров муниципальных районов осуществлены выезды в библиотеки поселений:
- Алексеевский: 40; Дубовский: 20; Еланский: 20; Жирновский:75; Камышинский: 45; Котовский: 28; Ленинский: 3; Николаевский: 7; Новоаннинский: 12; Октябрьский: 4; Ольховский: 19; Среднеахтубинский: 79; Урюпинский: 10; Фроловский: 12; Чернышковский: 29.
Кадровый потенциал
Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы – нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование. Общее число библиотечных работников муниципальных библиотек в 2008 г. составило 2 034 человека (2 040 – в 2007 г.), из них 60,0 % (61,3 % – в 2007 г.) имеют высшее и среднее библиотечное образование. Самый высокий процент специалистов отмечен в Октябрьской МБС (80,6 %).
Показатели | Динамика |
||
Общая численность работников (чел.) | |||
В т. ч. библиотечные работники (чел.) | |||
Имеют специальное библиотечное образование (чел.) | |||
Имеют специальное библиотечное образование (%) |
В целом по области остается неблагоприятной ситуация с сокращением ставок библиотечных работников.
Средняя заработная плата
одного работника муниципальных библиотек
в 2008 г. (тыс. руб. в мес.)
Волгоградская | РФ в целом | Место среди субъектов РФ |
|
Динамика |
- комплектовании библиотечных фондов; расширении подписки на периодические издания; приобретении библиотечного оборудования, современной компьютерной техники, что положительно сказалось на расширении информационных возможностей библиотек поселений.
- прежде всего, уменьшение количества читателей в сельских библиотеках; спад объема профессиональной деятельности, в том числе, увеличение доли мероприятий досугового характера в ущерб основной деятельности; непрофессиональный подход к организации комплектования; падение уровня ведения каталогов и справочно-библиографической работы; ухудшение положения методических служб центральных библиотек.